ЦКАД стал слишком рискованным проектом
Напомним, что ЦКАД (трасса А113) – это кольцевая автодорога, которая пройдет по территории Москвы, Новой Москвы и Московской области. Общая протяженность магистрали – около 530 км. Завершение проекта намечено на 2018 год. Общий объем инвестиций – около 300 млрд. рублей.
Строительство магистрали будет вестись в 5 этапов (планируется 5 пусковых комплексов). Финансирование ЦКАД осуществляется на принципах частно-государственного партнерства: часть средств предоставят Фонд национального благосостояния и госбюджет. Почти на всем своем протяжении трасса А113 будет платной: бесплатным будет только пятый пусковой комплекс (западный участок).
ЦКАД призвана разгрузить федеральные дороги и МКАД. Планируется, что новая трасса позволит соединить между собой города Московской области и Новой Москвы, понизить себестоимость грузоперевозок и повысить безопасность дорожного движения.
Риски и проблемы при строительстве ЦКАД
Несмотря на общепризнанную необходимость развития транспортной инфраструктуры Москвы, ЦКАД столкнулась с определенными проблемами. В частности, долго откладывалось начало строительства магистрали: с 2011 года было перенесено на 2014 год. 26 августа 2014 года произошла торжественная церемония по закладке капсулы на месте начала строительства магистрали. В церемонии участвовали мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор МО Андрей Воробьев. Реализацией проекта занялась госкомпания «Автодор».
Не прошло и месяца, как выяснилось, что на строительство третьего и четвертого участков ЦКАД требуется дополнительное финансирование, причем финансирование государственное. Частные инвесторы отказались увеличивать размер инвестиций в проект из-за проблем с фондированием, появившихся после введения санкций, а потому пришлось повысить размер государственного финансирования почти на 25 млрд. рублей.
Еще через несколько дней Минэкономразвития заявило, что допускает возможность сдвигов сроков реализации ЦКАД. По мнению МЭР на строительство магистрали может повлиять неблагоприятная ситуация в российской экономике, в частности, может понизиться государственное финансирование.
Наконец, одна из крупнейших московских компаний-подрядчиков – компания «Мостотрест» отказалась принимать участие в конкурсах госкомпании «Автодор» по строительству ЦКАД. Генеральный директор «Мостотреста» Владимир Власов заявил, что видит существенные риски по строительству ЦКАД: «риски несоответствия ценовых условий показателям компании-подрядчика и риски, заложенные в несвоевременном исполнении своих обязательств заказчиком».