МЦД-3: схема и дата запуска
Источник: Mos.ru, CC BY 4.0
МЦД -3 (Московские центральные диаметры) – это новая маршрутная сеть для пассажирского транспорта, целью которой является связка окраин Москвы с ближним Подмосковьем. На маршруте предусмотрены пересадки на станциях метрополитена, Московского центрального кольца (МЦК) и ж/д станциях. Благодаря запуску МЦД-3 время в пути между Москвой и Подмосковьем для пассажиров должно сократиться примерно в 1,5-2 раза. В этой статье расскажем, что такое МЦД в Москве и когда они будут открыты.
Схема МЦД
МЦД – это современное решение, которое, по сути, является наземным метрополитеном. Первые два диаметра были запущены в 2019 году и полностью себя оправдали. Поэтому планируется запуск, как минимум ещё трёх аналогичных транспортных решений в ближайшее время. Основное отличие диаметров от обычных электричек заключается в том, что они проходят через всю столицу вне зависимости от вокзалов. Диаметры должны полностью изменить транспортную доступность в Москве и сделать область ближе к столице.
Карта МЦД позволяет понять, как будут связаны воедино столичный метрополитен и пригородные электрички. Общая длина маршрута составит 85 км, время в пути на МДЦ-3 составит 111 минут. Всего на диаметре будет 41 станция, из них 14 пересадочных с возможностью пересадки на станциях метрополитена.
Когда запустят МЦД-3
Многих москвичей и гостей столицы волнует вопрос «Когда построят МДЦ-3?». Причиной такого интереса является тотальный коллапс на дорогах Москвы из-за большого потока автомобилей. Чтобы добраться на работу москвичи вынуждены садиться на личные авто, поскольку в метро и в общественном транспорте в «часы пик» бывает сложно развернуться.
Примерная дата открытия МЦД-3 – январь 2023 года, чуть позже планируется открытие четвёртой линии диаметра, информация получена от Рафика Загрутдинова, главы строительного департамента столицы. Этот диаметр представляет собой соединение двух крупных веток ОЖД и должен соединить Зеленоград и Раменское (станция Быково). Москвичи с нетерпением ожидали запуск проекта в 2021 и в 2022 году, но по этому направлению сегодня проводятся масштабные работы:
- модернизация железнодорожных путей;
- прокладка новых путей сообщения;
- строительство новых станций;
- обновление существующих участков;
- реконструкция остановочных пунктов.
Строительство МДЦ-3 включает в себя создание навесов над платформой, лифтов и эскалаторов к выходам на платформу, что по комфортности приравнивает диаметр к метро. Пассажирам не придётся мёрзнуть на улице в ожидании поезда. Вместо холодных остановок на платформе будут мини-вокзалы с удобной посадкой, кассами и туалетами.
В рамках проекта в 2020 году была построена станция Ховрино, сегодня ещё проводятся ремонтные работы на станции Крюково, здесь будет построен новый терминал и платформы для пассажиров. Завершение работ на этих участков планируется в 2023 году.
К концу 2024 года будут модернизированы станции Рижская и Петровско-Разумовская, реконструкции подлежат ещё 9 станций ОЖД, включая Ховрино, Химки (Сходня), Останкино и т. д. Благодаря объединению с железной дорогой, пассажирам не придётся добираться до Ленинградского вокзала, чтобы ухать в Москву. Поезда будут останавливаться на станциях Рижская, Петровско-Разумовская и Крюково.
Ход строительства МЦД-3
Фото: stroi.mos.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons
По сведениям на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, диаметр МДЦ будет взаимодействовать с диаметрами 1 и 2. На пересечении этих путей и автодорог будет построено 44 тоннеля и путепровода, из них 11 будет находиться именно на третьем диаметре.
В настоящее время продолжается реконструкция пассажирских терминалов на остановках Рижского направления, в частности остановки Марьина роща. Также идут ремонтные работы на станции Окружная первого диаметра.
Идёт строительство 4-х ж/д путепроводов и тоннеля. На станции «Москва-Пассажирская-Казанская» проводятся масштабные работы по модернизации двухпутного тоннеля. Намечена, но ещё не запущена, реконструкция Митьковской соединительной ветки, соединяющий Казанское и Ленинградское направления.
Читайте также: МЦД: схема и тарифы
В настоящий момент уже огромное количество теплосетей и прочих коммуникаций переоборудовано и перенесено на новое место. При этом перемещены уже существующие пути, поэтому расписание поездов не изменилось. На освободившемся месте уже организована стройплощадка. Возводится перемычка, которая соединит Ленинградское и Казанское направления, превратив их в МЦД-3. Это будет 600-метровый тоннель , по нему будут проходить 2 пути с Митьковской веткой. Поезда из Раменского будут проходить уже на Митьковскую ветку, и далее уже на путепровод, и уже на инфраструктуру 2 железных дорог.
2 точки (вокзалы) на пути от Зеленограда до Раменского будут включены в схему МДЦ станций. Поэтому пассажир может выбрать любой маршрут для себя, в том числе с выходом на станции.
Стоимость проезда (все тарифы)
Фото: Dmitriy Abramov, Flickr
В настоящий момент действуют тарифы на поездки по диаметрам, утверждённые в январе 2023 года. Стоимость проезда зависит от зоны.
МДЦ-3: стоимость проезда по зонам:
- Центральная – стоимость проезда 46 рублей по Карте Тройка;
- Пригород – стоимость проезда 56 рублей;
- Дальняя – стоимость рассчитывается исходя из зоны Пригород 56 рублей + каждая зона до границы диаметра 27 рублей.
Такой подход к ценообразованию с бесплатной пересадкой на метро позволяет значительно экономить деньги на проезд. В Центральной зоне МЦД будут действовать все абонементы метрополитена, включая тарифы на 60 поездок, а также на 1, 3, 30, 90 и 365 дней. В других зонах эти абонементы не действительны. Бесплатная пересадка на метро, как и в городском тарифе, возможна в течение 1,5 часов.
В зоне «Пригород» действительны пригородные абонементы, которые обеспечивают право проезда на 30, 90 и 365 дней. Они доступны на картах «Тройка» или «Тройка-Стрелка». Чтобы выехать в «Дальнюю» зону за пределами диаметра потребуется приобрести новый билет или пригородный абонемент. Оплатить билет с помощи Кошелька карты Тройка получится только до определённых станций (Чехов, Дмитров, Новоиерусалимская). Если нужно выехать за пределы этих станций потребуется купить билет в кассе. По карте Стрелка пока нет возможности сделать пересадку бесплатной.
Читайте также: Сколько стоит платная парковка в Москве?
Преимущества МЦД
Основное преимущество диаметров – это прямой маршрут через всю столицу без необходимости конечных остановок на вокзалах. Также:
- режим работы поездов, как в метро;
- нет дневного перерыва;
- в «час пик» поезда курсируют с интервалом 5-7 минут;
- бесплатная пересадка между диаметром и метро в течение 90 минут.
Московские диаметры принесли уже заметную пользу экологии и жителям столицы. Благодаря удобной развязке 3 диаметра МДЦ и экономии времени, многие москвичи пересели с личных автомобилей на общественный транспорт.
Перспективы
Фото: Mos.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons
По прогнозам в 2024 году будет построен 4-й диаметр протяжённостью 86 км – Киевско-Горьковский и 5-й Ярославско-Павелецкий – в 2025 году. Цель 4-го диаметра – соединить станцию Железнодорожная с Апрелевкой и несколько разгрузить Калининскую, Солнцевскую и другие линии метрополитена. На станции Апрелевка уже установлен современный хаб с крытыми переходами и эскалаторами.
Разгрузить пассажиропоток в Балашихе планируется с помощью новой станции Ольгино, которая в июне 2022 года уже начала принимать пассажиров. МЦД-5 должен разгрузить пассажиропоток на Замоскворецкой и Тагано-Пресненской линии, он соединит Королёв, Пушкино и Домодедово.
Жителей и гостей столицы в настоящий момент волнует вопрос: «До скольких работает МДЦ». На март 2023 года расписание движения поездов такое с 5:30 утра до 1:00 ночи. Электрички ходят пока с интервалом 12-15 минут. В «часы пик», когда интенсивность пассажиропотока увеличивается, планируется сократить интервал до 5 минут.
Основная задача диаметров сократить время в пути для москвичей и жителей области, поскольку многие жители пригорода и столицы в настоящий момент тратят до 2-х часов времени на поездку в один конец. Время работы МДЦ будет организовано таким образом, что москвичи будут добираться до работы и обратно быстрее на 38%, а жители области – на 13%.
В перспективе уличное метро должно стать наиболее быстрым и дешёвым видом транспорта, способным решить текущие вопросы передвижения по городу и области.