Электронное образование
Востребованной услугой стало электронное образование для детей и взрослых. Многие путают его с дистанционным форматом. В действительности это два разных понятия. Удаленное обучение появилось раньше. Еще в 90-е годы в нашей стране были популярны курсы, которые отправляли по почте.
История электронного образования началась во второй половине 20 века. В 1985 году Высшая школа компьютерных и информационных наук в США реализовала онлайн курсы для аспирантов.
В СССР в 60-е годы проходили эксперименты по обучению через телевизор. Преподаватели МИФИ записали курс телевизионных лекций по математике. Школьники из разных городов выполняли задания с экрана и обычными письмами отправляли их в институт. Особо талантливых математиков после переписки отбирали в студенты. Конечно, бурного развития онлайн формат обучения получил только после массового доступа к интернету.
Можно сказать, что электронное образование – это методика обучения с использованием видеоуроков, интерактивного общения, тестов. В России появление подобных курсов пришлось на 2010-е годы. В основном это было обучение разным видам хобби, лекции для общего развития.
Менее чем через 10 лет началась цифровизация педагогики. Сейчас каждая офлайн школа должна располагать ресурсами для организации удаленного образовательного процесса. Особенно активно концепция реализуется на базе школ Москвы. Учебники и пособия переводят в электронные версии, записывают обучающий контент, создают специальные ресурсы и платформы.
Виды электронного образования
Применяется несколько классификаций. Самые популярные основаны на методах преподавания и используемых ресурсах. Есть деление по видам платформ. Например, электронное образование Сетевой город или проект Российская электронная школа. Каждый ребенок может самостоятельно или с помощью учителя зарегистрироваться на портале.
Виды электронного образования:
- Синхронный;
- Асинхронный;
- Смешанный.
Предусмотрено офлайн и онлайн обучение. На обычных занятиях в школе используют цифровой контент. Оценки выставляют не в обычный, а в электронный журнал на сайте. Заболевшему ученику могут высылать записи занятий. То есть онлайн и офлайн идет параллельно.
Приведенная выше гибридная система обучения также является видом электронного образования. Рассмотрим более подробно деление на основе методов взаимодействия учителя и учеников.
Синхронный
Занятия идут в реальном времени. Урок начинается по одинаковому расписанию для всех участников. Учитель выдает специальный код для входа в онлайн-класс. Функцию дневника выполняет личный кабинет.
Примеры синхронного обучения:
- Уроки по Skype;
- Видеоконференции на онлайн-платформах;
- Уроки офлайн с применением цифрового и мультимедийного оборудования.
Частью синхронного обучения стал электронный документооборот. Оценки и домашнее задание учитель заносит в дневник ЕДУ на образовательной платформе. Для выполнения заданий установлены точные временные рамки. Они одинаковы для всех.
Асинхронный
Этот вид ориентирован на индивидуальную траекторию. Обучающиеся сами выбирают интенсивность и темп освоения информации. Заниматься можно в удобное время. Не нужно придерживаться расписания. Процесс становится более мобильным и динамичным.
Примеры асинхронной формы обучения:
- Онлайн-курсы без ограничений по времени прохождения;
- Записи уроков и лекций;
- Обучающие рассылки по электронной почте.
В обычной школе может быть использован асинхронный вид обучения. Например, учитель дает ссылки в электронном дневнике ЕДУ на обучающие материалы. Ученик должен самостоятельно ознакомиться с ними без привязки к дате. Впоследствии эти знания пригодятся ему на итоговом тестировании.
Читайте также: Суть работы МЦКО
Плюсы и минусы электронного образования
Новый формат активно внедряется во все виды обучения. Благодаря взаимодействию с преподавателями через интернет люди повышают квалификацию и даже получают новые профессии. Учеников государственных школ переводят на образовательные сайты с познавательным контентом. Новое явление вызывает споры. Для его оценки рассмотрим плюсы и минусы электронного образования.
Плюсы:
- Интересные интерактивные формы взаимодействия;
- Современные технологии на уроках;
- Доступ к большому количеству материалов;
- Родитель может войти в электронный дневник школьника и узнать оценки;
- Возможность учиться у преподавателей из других городов.
Минусы:
- Трудности в отработке практических навыков, преобладание теоретической информации;
- Зависимость обучения от внешних факторов: стабильный интернет, техника, электричество;
- Нехватка живого общения;
- Психологическая неготовность к резкому переходу на ЭО.
Новый сетевой формат требует от учеников большей самостоятельности и мотивации. При отсутствии этих качеств трудно добиться положительного результата.
Проблемы электронного образования
Приверженцы признают, что у ЭО есть проблемы. В то же время они предлагают пути их решения.
- Проблема №1: банальное зависание систем и сбои программ. Иногда часами невозможно зайти в электронный дневник через Сетевой город или другую АИС.
Решение: совершенствование цифровых ресурсов. - Проблема №2: недостаточный уровень технических знаний. Речь идет не только о школьниках. Родители и учителя также не всегда могут зайти на портал или найти новую информацию.
Решение: выбирать платформы с понятным интерфейсом и техподдержкой, учиться новым методам преподавания. - Проблема №3: нехватка живого общения при полностью удаленном формате.
Решение: применять по возможности гибридные формы ЭО или встречаться на внеурочных мероприятиях. - Проблема №4: резкое падение успеваемости у некоторых учеников.
Решение: постепенный переход к новому формату, психологическая и практическая подготовка к нему. - Проблема №5: снижение контроля над процессом обучения со стороны родителей.
Решение: создание личных кабинетов для родителей. Они входят через госуслуги Сетевой город на образовательные платформы и наглядно видят картину посещаемости, оценки, рекомендации учителей.
Пока ситуация с электронным образованием неоднозначная. Как и все новое, она приживается с трудом. Зато в целом она открывает больше возможностей для участников педагогического процесса.