Как зарегистрировать ДДУ в Росреестре в 2022 году?
Ежегодно множество россиян приобретают квартиры на первичном рынке недвижимости на основе договора долевого участия (ДДУ). Этот рынок пользуется огромным спросом, который постоянно увеличивается: в 2021 году было заключено на 17% больше сделок по ДДУ, чем в 2020.
Если Вы уже выбрали, с каким застройщиком будете заключать договор, то остается разобраться с другими вопросами: где регистрируется ДДУ, какие документы потребуется получить и многое другое. Поговорим обо всех аспектах регистрации ДДУ в статье.
Что такое ДДУ?
Договор долевого участия, иначе говоря ДДУ, представляет собой документ, в соответствии с которым застройщик обязан за личные или инвесторские деньги возвести жилую или нежилую недвижимость, а дольщик получает право на оформление объекта в собственность после завершения его строительства. Это право возникает за счет того, что дольщик передает деньги застройщику на одном из этапов строительства, а не после сдачи дома. Тогда стоимость квартиры сокращается, поскольку участник долевого строительства сталкивается со множеством рисков, в том числе нарваться на долгострой.
Разница договора купли-продажи и ДДУ заключается в том, что второй оформляется до момента завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с законами Российской Федерации подобные сделки контролируются ФЗ №214. Несколькими годами ранее, в 2019 году, в силу вступили изменения, благодаря которым дольщики получили большую защиту. Если раньше застройщики получали денежные средства от участников долевого строительства и могли использовать их для возведения домов и в результате не завершать возведение объекта, оставив тем самым дольщика без денег и квартиры, то теперь этот риск ликвидирован.
Денежные средства дольщиков помещаются на эскроу-счета и передаются застройщику только после сдачи объекта в эксплуатацию. Теперь девелопер не может использовать деньги покупателей для строительства. Кроме того, если застройщик нарушит условия договора, то дольщик имеет право расторгнуть договор и вернуть вложенные средства.
Где зарегистрировать ДДУ?
Проводится регистрация ДДУ в Росреестре. Для оформления своих прав на будущую квартиру можно воспользоваться одним из удобных способов:
- обратиться лично в отделение Росреестра;
- обратиться в МФЦ;
- отправить документы по почте;
- подать электронную заявку на официальном сайте Росреестра. Обратите внимание, что для этого потребуется заявление, заверенное электронной подписью.
ВАЖНО! Если Вы решили лично подать заявление, то в Росреестре или МФЦ потребуется присутствие не только Вас, но и представителя застройщика.
Какие нужны документы?
В зависимости от состава семьи или использования ипотечного кредита требуется индивидуальный перечень документов для регистрации договора долевого участия. Рассмотрим список документов для каждой из ситуаций.
-
Вы записываете квартиру на себя.
- Если Вы не находитесь в браке и оформляете покупку на свое имя без привлечения заемных средств, то процесс регистрации будет самым простым. Тогда нужно подготовить паспорт, чек об оплате госпошлины, договор и заявление, на котором стоит Ваша подпись.
- Если же Вы состоите в брачных отношениях, но оформляете сделку на свое имя, в таком случае потребуется получить согласие супруга. Его оформляет нотариус и ставит свою подпись. Супругу необходимо лично обратиться в нотариальную контору и предоставить свидетельство о браке и свой паспорт.
- В том случае, если был оформлен брачный договор, в котором прописаны нюансы подобных сделок с недвижимостью, то согласие нотариуса не требуется. В Росреестр достаточно предоставить брачный договор.
-
Вы оформляете квартиру на двоих супругов.
Для регистрации сделок с участием обоих супругов потребуются оба паспорта и свидетельство о заключении брака. В том случае, если один из членов семьи не может лично прийти на подписание договора, то можно ограничиться доверенностью, заверенной нотариусом.
-
Вы оформляете ДДУ с привлечением ипотечного кредита.
Покупка объекта недвижимости на стадии строительства в ипотеку требует самого большого числа документов. Помните, что каждая кредитная организация запрашивает свой список документов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ускорить и упростить процесс оформления ипотеки можно при помощи брокеров. Узнайте у застройщика, есть ли в их штате такой сотрудник. Он поможет собрать нужный пакет документов и написать заявку на кредит. Также он предоставляет подробную информацию об условиях ипотечного кредитования отдельных банков.
В том случае, если застройщик не обзавелся личным брокером, покупатель вынужден самостоятельно собирать информацию от разных банков и составлять пакет документов. Чаще всего требуются следующие документы:
- заявление на получение ипотеки. Помните, что форма заявления индивидуальна в зависимости от банка;
- ксерокопия паспорта;
- ксерокопия свидетельства о браке, если он заключался;
- ксерокопия свидетельства о расторжении брака, если Вы разведены;
- документы, свидетельствующие о наличии детей: свидетельства о рождении или паспорта;
- ксерокопия трудовой книжки, которую требуется заверить в отделе кадров. В случае, если документ находится на руках, заверить копию должен нотариус;
- ксерокопия справки о доходах. Если у Вас имеется неофициальный доход, а официального недостаточно, чтобы получить ипотеку, то требуется сказать об этом сотруднику кредитной организации. Они проконсультируют, каким образом заполнить анкету, чтобы отразить реальные денежные поступления.
Как зарегистрировать ДДУ в Росреестре?
Рассмотрим подробно, из каких шагов состоит процедура регистрации договора ДДУ в Росреестре.
ШАГ 1: выбор застройщика
Очевидно, что требуется выбрать наиболее надежного застройщика. Для этого нужно ознакомиться с отзывами в интернете, отследить, чтобы на сайте застройщика был полный перечень проектной документации. Если Вы убедились, что строительная компания сдает качественное жилье, собственники не критикуют полученные квартиры, а сдача в эксплуатацию происходит без задержек, то такому застройщику можно доверять. Тогда следует выбрать подходящий ЖК и желаемую квартиру.
ШАГ 2: выбор кредитной организации
На этом шаге выбирается банк, в котором в дальнейшем открывается эскроу-счет. Проще всего оформить его в том банке, который сотрудничает с выбранным Вами застройщиком.
ШАГ 3: заключение договора
На этом этапе происходит непосредственно заключение договора долевого участия. Этот шаг можно назвать важнейшим, поскольку он предполагает тщательную проверку документации и поэтому включает несколько пунктов.
- Необходимо проверить ДДУ вместе с представителем строительной компании.
Помните, что нельзя подписывать бумажный договор сразу после того, как Вам выдал его менеджер застройщика. Сначала сравните его с теми сведениями, которые указаны в проекте. Информация в обоих документах должна совпадать.
Рекомендуется также проверить договор у юриста, специализирующемся на подобных сделках. Такой специалист знает, какие моменты наиболее опасны, и перепроверит их. Помните, что речь идет о нескольких миллионах, которые Вы вложите в недвижимость, поэтому нельзя пренебрегать помощью опытного юриста.
ДДУ должен включать следующие данные:
- цена квартиры;
- срок сдачи дома в эксплуатацию;
- адрес, по которому возводится строение;
- номер кадастра;
- сведения о расположении квартиры: на каком этаже и предварительно под каким номером;
- описание планировки, квадратуры, высоты потолков;
- сведения о гарантийных обязательствах. Отметим, что квартира остается на гарантии в течение пяти лет, а инженерное оборудование – в течение трех;
- сведения о страховке;
- паспортные данные дольщика;
- реквизиты строительной компании.
Особенно важными в договоре являются такие пункты, как срок получения ключей от квартиры, сведения о компенсации площади и информация о сотруднике компании, который должен подписать договор.
-
Ищем срок выдачи ключей.
Существуют строительные компании, которые стремятся продать максимальное число квартир, поэтому говорят о невероятных сроках сдачи строительного объекта. Дольщику важно понимать, что сдать здание городу застройщик может в ближайшие сроки, но ключи будут выданы участникам долевого строительства значительно позже.
Это связано с тем, что подписать акт приема-передачи можно только после того, как девелопер получил разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Также важно учитывать, что застройщик не позволит Вам въехать в квартиру, если не была выплачена необходимая сумма. И даже в том случае, если оба эти условия соблюдены, выдача ключей начинается только через 30 дней.
-
Ищем информацию о компенсации площади.
Зачастую получившаяся в результате строительства квартира отличается от первоначально заявленной площади. Она может быть, как меньше, так и больше. Многие застройщики указывают в договоре, что они не должны выплачивать Вам компенсацию, если площадь оказалась меньше. В то же время обязательно будет присутствовать пункт, что Вы обязаны заплатить компенсацию, если квадратура больше. Обязательно найдите этот пункт и предъявите претензию застройщику, если содержание этого пункта Вас не устраивает.
-
Кто подписывает ДДУ?
Со стороны девелопера подписать ДДУ может только гендиректор. Очевидно, что на практике он не занимается подписанием каждого договора. Это могут сделать сотрудники компании, у которых есть доверенность. Ваша задача состоит в том, чтобы проверить, кто подписывает Ваш договор, и попросить заверенную копию доверенности, выданной на имя этого лица.
Такой документ будет служить доказательством того, что Ваш договор имеет юридическую силу.
ШАГ 4: регистрация ДДУ
После того, как Вы подписали ДДУ, требуется пройти регистрацию договора долевого участия в Росреестре. Только после этой процедуры договор признается заключенным и вступает в силу.
ПОМНИТЕ! Только после того, как ДДУ был зарегистрирован, застройщик может требовать денежные средства от дольщика.
Вступивший в силу договор действует до тех пор, пока дольщик не получит квартиру в пользование. После того, как строительство дома было окончено, застройщик проводит передачу объекта дольщику. Для этого подписывается акт приема-передачи. Обратите внимание, что Вы не становитесь собственником квартиры до тех пор, пока не зарегистрируете свои права на готовый объект недвижимости.
ШАГ 5: внесение денежных средств
Как было описано ранее, вносить средства до момента регистрации ДДУ в Росреестре не требуется. Более того, в ФЗ №214 прямо указано, что застройщик не имеет права требовать оплату до окончания процедуры госрегистрации сделки. В противном случае его действия будут считаться незаконными.
Почему же так важно вносить оплату после регистрации? Дело в том, что ДДУ начинает действовать только после официальной регистрации, потому что тогда у дольщика и застройщика появляются взаимные обязанности и права.
Таким образом дольщики остаются защищенными, поскольку застройщик не может осуществить двойную продажу. Если же строительная компания требует указать в договоре, что оплата производится до его регистрации, то не стоит подписывать такой документ. Есть риск, что Вы столкнулись с мошеннической организацией.
Как было описано ранее, перевод денежных средств с 2019 года осуществляется исключительно на эскроу-счета. Благодаря тому, что деньги поступают на счет застройщика только после сдачи квартир, строительные компании крайне заинтересованы вывести жилье в эксплуатацию в заявленные сроки.
Резюме
Покупка жилья по ДДУ становится выходом для многих россиян, поскольку такие сделки требуют меньших финансовых вложений. Тем не менее, перед покупкой квартиры в строящемся доме взвесьте все плюсы и минусы. Не забывайте, что строительство может затянуться.
Для того, чтобы не столкнуться с рисками остаться без жилья, тщательно выбирайте застройщика. Не забывайте, что добросовестный девелопер не станет требовать внесения оплаты до регистрации ДДУ в Росреестре, а помещаться денежные средства должны на эскроу-счет. Если следовать этим требованиям, то риск столкнуться с обманом сводится к минимуму.