Самые красивые станции метро Москвы
Фото: Фотобанк Moscow-Live
Станции Московского метрополитена являются настоящими музейными экспозициями и памятниками архитектуры, искусства. Метро столицы может рассказать историю, удивить посетителей необычными материалами и оригинальным оформлением вестибюля, залов. Узнаем, какие самые красивые станции метро Москвы сохранились в первоначальном виде, и стали интересными достопримечательностями для туристов.
Самая красивая станция метро в Москве
На вопрос «Какая самая красивая станция метро в Москве?» вряд ли ответит не только коренной москвич, но и специалист в области архитектуры. Ведь каждая из станций по-своему уникальна и неповторима. Но среди всех из них можно выделить ТОП-10, пользующихся спросом среди иностранных и российских туристов. Первое место в ТОПе – «Маяковская».
Линия метро: Замоскворецкая
График работы: 5:30-01:00, закрыто для остановки поездов во время проведения акции «Бессмертный полк»
Дата открытия: 11.09.1938 г.
Сочетание в архитектуре «сталинского неоклассицизма» и элементов арт-деко придает оформлению легкость и изящество м. «Маяковская». Колонны и арки отделаны полированной рифленой нержавеющей сталью, словно в духе хай-тек. В декорировании использован родонит, мраморовидный известняк «Садахло». В нишах свода мозаичные панно из смальты по эскизам А. Дейнеки – изначально 35 панно, но 1 было утрачено. Пол выложен мрамором 3-х сортов и серым гранитом. В 1938 г. станция метро «Маяковская» получала Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Статус памятника архитектуры самая красивая станция метро столицы получила в 1980 году.
Читайте также: Перечисляем все вокзалы Москвы, приводим их контакты и адреса, а также остальную информацию.
«Площадь Революции»
Фото: jimmyweee. Moscow, CC BY 2.0, Wikimedia Commons
Линия метро: Арбатско-Покровская
График работы: 05:30—01:00
Дата открытия: 13.03.1938 г.
Уникальность станции заключается в использовании в оформлении 76 бронзовых скульптур, символизирующих героический образ коллективного советского народа. Примечательно, что кроме пионеров все фигуры изображены вставшими на колено или сидящими – сделано это для размещения статуй в арках. Из-за своеобразных поз в народе бытовало мнение: «Советский человек или сидит (в тюрьме), или стоит на коленях». На Сталина фигуры произвели хорошее впечатление – генеральный секретарь при посещении станции во время открытия отметил, что статуи словно живые.
Архитектор А. Душкин изначально хотел украсить углы пилонов барельефами на тему революции, но руководство метрополитена после консультаций с разными специалистами предпочло скульптуры. По мнению Душкина, средства художественной выразительности должны отвечать и соответствовать архитектурной логике, и установку скульптур в станционных залах трудно оправдать.
«Новослободская»
Фото: Isik5. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Линия метро: Кольцевая
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 30.01.1952 г.
Изначально Кольцевой линии в Московском метрополитене не должно было быть – вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий. Только в 1934 г. был разработан первый проект линии. А. Душкин, имеющий опыт проектирования станций, и получивший за сооружения 2 Сталинские премии, предложил начинающему архитектору А. Стрелкову разработать совместный проект. Цель – создание чего-то «сказочного, декоративного», превосходящее красивые станции метро Москвы, уже введенные в эксплуатацию. И после победы в конкурсе и доработок проекта достичь цели удалось. Снаружи вестибюль напоминает античный храм. Пилоны станционных залов украшены 32 подсвечиваемыми витражами с окаймлением сталью и латунью. Изготовили витражи художники из Латвии.
«Римская»
Линия метро: Люблинско-Дмитровская
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 28.12.1995 г.
В Москве не так много станций, названных в честь столиц других государств, и «Римская» – одна из них. В разработке проекта художественного оформления принимали участие известные итальянские архитекторы – Д. Имбирги и А. Куатрокки. Для оформления пилонов, колонн и пола использован серый мрамор, черный, красный, серый гранит. Скульптуры младенцев Ромула и Рема на древнеримских колоннах помогают посетителям ассоциировать станцию метро Москвы с итальянской столицей. Единственная столичная станция, где установлен фонтан в нише.
«Новокузнецкая»
Фото: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Линия метро: Замоскворецкая
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 20.11.1943 г.
Станция «Новокузнецкая» по проектной документации должна была называться «Клементовский переулок». С открытия название указывалось через дефис («Ново-Кузнецкая»), а позже начали использовать слитное написание. В 1992 г. появилось предложение о переименовании в «Замоскворечье», но пока что сохранили прежнее название. Поскольку станция была открыта в разгар Великой Отечественной войны, то логичным было оформление станционных залов в соответствующей тематике. Здесь можно увидеть профили великих русских полководцев. Скульптурный фриз из гипса показывает солдат и офицеров Красной армии, героически защищающих Родину. Своды украшены 8 тематическими мозаиками из смальты.
«Достоевская»
Линия метро: Люблинско-Дмитровская
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 19.06.2010 г.
Станция «Достоевская» примечательна тем, что в оформлении стены станционного зала использованы сцены из 4 романов Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Публикация в сети Интернет фото Московского метро со сценами убийств и самоубийств героев произведений классика вызвала неоднозначную реакцию общественности. Художник И. Николаев, выступивший автором противоречивых мозаик, отметил, что браться за тему Достоевского нужно с пониманием всей глубины и трагичности творчества автора.
«Комсомольская»
Фото: A.Savin, FAL, Wikimedia Commons
Линия метро: Кольцевая
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 30.01.1952 г.
В 1952 году «Комсомольская» была одной из самых помпезных, величественных столичных станций. По задумке одного из авторов проекта станция должна была стать своеобразными «воротами» Москвы, т.е. формировать первые впечатления о столице. В оформлении использованы элементы классицизма, ампира, московского барокко и сталинского ампира. Основная тема – героизм советского народа во время Великой Отечественной войны. 8 мозаичных панно, позолоченные барельефы, мраморные капители, флорентийская мозаика делают станцию одной из самых красивых в столице.
«Таганская»
Фото: Крылов Иван, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Линия метро: Кольцевая
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 01.01.1950 г.
В ТОП «Самые красивые станции метро Москвы» «Таганская» попала благодаря 32 уникальным майоликовым панно, украшающим пилоны. Чисто белые потолки и растительные орнаменты, голубая цветовая гамма оформления придает интерьеру станции легкий, «воздушный» вид. На каждом панно в центре размещен медальон с изображением представителя одного из рода войск – всего 8 уникальных медальонов, повторяющихся по 4 раза каждый.
Читайте также: Самые высокие здания в Москве
«Киевская»
Фото: A.Savin, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Линия метро: Кольцевая
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 14.03.1954 г.
Станционный зал «Киевской» несложно спутать с картинной галереей. 18 мозаичных панно из смальты и ценных камней с обрамлением лепниной «под золото» повествуют о единстве украинского и русского народов. Интересный факт про мозаику «Борьба за советскую власть на Украине». Полевой телефон FF-17 у партизана посетители метро нередко принимают за современный гаджет.
«Чертановская»
Линия метро: Серпуховско-Тимирязевская
График работы: 05:30-01:00
Дата открытия: 08.11.1983 г.
Традиционно красивые станции метро в Москве расположены в центре, большинство – на Кольцевой линии. Оформление станционного зала «Чертановская» напоминает сказочный замок в горах. Сходство достигается благодаря высокому своду, тонким колоннам с сечением в форме «звезды» и своеобразным светильникам, похожим на горный хрусталь.
Самая красивая станция метро в мире
Фото: IngolfBLN, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons
Найти красивые станции метро можно почти в любой стране мира. Если выбирать по художественному оформлению вестибюлей и станционных залов, то станции «Олаяш» (Olaias, Лиссабон, Португалия) нет равных. Архитектор Томаш Тавейра соединил несколько, казалось бы, несовместимых стилей в единое гармоничное оформление. Металлоконструкции, окрашенные в рыже-ржавые цвета, облицовка колонн крупными элементами, напоминающими заклепки, придает станции дизельпанковский вид. При этом супрематические элементы «кричащих» красных, оранжевых цветов в фойе вызывают ассоциации с ультрасовременными направлениями абстракционизма в живописи. Комбинация «старого» и «нового» позволяет «Олаяш» занять первое место в ТОПе «Самые красивые станции метро мира».